Применение ISO 10018 в СМК


Результативность системы менеджмента качества (СМК) организации во многом зависит от компетентности и вовлеченности её персонала. Потому стандарты и спецификации на СМК , такие как   ISO 9001, ISO TS 29001, API Q1, ISO/IEC 17025  и др., требуют от организаций обеспечения компетентности работников и их активного участия в процессах и системе менеджмента качества организации.

«Люди на всех уровнях – самое важное в организации и их полная вовлеченность позволяет их способностям быть примененным на благо организации». (ISO 9000)

Стандарты, спецификации на СМК ожидают, что организации будут определять, обеспечивать и оценивать требуемые знания, навыки, поведение и рабочую среду, необходимые для эффективного вовлечения людей, наделенных соответствующими полномочиями. Однако эти стандарты, спецификации не предлагают организациям конкретного подхода для реализации этого требования. И, как показывает практика, не все организации успешно с этим справляются.

В помощь организациям несколько лет назад международная организация по стандартизации ISO выпустила стандарт ISO 10018 «Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению и компетентности людей».

Назначение стандарта ISO 10018

Стандарт ISO 10018 содержит рекомендации по обеспечению и повышению вовлеченности и компетентности людей в СМК организации. В нем изложены методы обеспечения вовлечения и компетентности работников, действия, которые могут предприниматься организациями для усиления вовлеченности и повышения компетентности работников и для реализации требований СМК.

Действующая версия стандарта ISO 10018, выпущенная в 2012 году, разработана с  учетом  ISO 9001:2008, на основе принципов менеджмента качества, описанных в ISO 9000:2005. Тем не менее, ISO 10018:2012 может быть успешно  использован организациями, применяющими ISO 9001:2015 и/или стандарты на другие системы менеджмента, такие как OHSAS 18001, ISO 14001 и др.

Стандарт ISO 10018 может применяться любой организацией, независимо от ее вида, размера или деятельности. Он будет полезен руководителям всех уровней, представителям руководства по СМК, специалистам в области качества и отделов кадров.

Структура и содержание ISO 10018:2012

ISO 10018:2012 имеет схожую структуру с ISO  9001:2008 - одинаковое количество разделов на верхнем уровне. В разделе 4 приводится описание процесса и руководящие указания, направленные на разработку и реализацию программ по обеспечению и усилению вовлечения работников, их компетентности. В разделах 5 - 8 организациям предлагаются конкретные действия по обеспечению вовлечения и компетентности людей  при реализации  требований таких же  разделов ISO  9001:2008.

Например,

В стандарте ISO 9001:2008 содержится требование:

«п.5.4.1 Цели в области качества

Высшее руководство должно обеспечить, чтобы цели в области качества, включая необходимые для соответствия продукта требованиям (см.7.1 а), были установлены для соответствующих функций и уровней в рамках организации. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласоваться с политикой в области качества.»

ISO 10018:2012 дает рекомендации, направленные на реализацию принципа "Обеспечение компетентности и вовлечения людей" при выполнении данного требования:

«п.5.4 Цели в области качества и планирование

Обеспечивая постановку в организации измеримых целей в области качества, высшее руководство должно:

a) разъяснять поставленные цели работникам;

b) контролировать достижение этих целей;

c) выстраивать деятельность работников в соответствии с организационными целями;

d) вовлекать работников в процесс постановки и актуализации тех целей, которые имеют к ним отношение».

Стандарт ISO 10018:2012 содержит два справочных приложения. В приложении А описываются факторы, которые могут влиять на вовлечение работников и их компетентность. В приложении В приводятся рекомендации по проведению организациями самооценки в части обеспечения компетентности и вовлечения.

Таким образом, очевидно, что ISO 10018 очень полезен организациям. Непременно используйте его для повышения результативности СМК в своих организациях.